ПОИСК

новости

09 11 / 14

Кто и когда заплатит налоги в России?

На прошлой неделе в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. «Вестник Кипра» обратился за комментариями к российским юристам, знакомым со спецификой вопроса.

Андрей Торянников, адвокат юридической компании «Парадигма»

Наряду с введением в Налоговый кодекс РФ новых понятий, таких, как «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо», группа депутатов фактически предлагает отказаться от закрепленного в Конституции России и других законах правила приоритета положений международных договоров о налогообложении доходов. Указанные положения не будут применяться, если иностранное лицо, претендующее на применение льготного налогообложения, обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этим доходом, осуществляет посреднические функции, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такой доход (полностью или частично) иному лицу, которое при прямом получении такого дохода от источника в РФ не имело бы права на применение таких положений международного договора. То есть льготное налогообложение, предусмотренное, например, Соглашением от 5 декабря 1998 года об избежании двойного налогообложения с Кипром, смогут применить только те иностранные лица, которые являются фактическими получателями дохода.

Из других положений этого антиофшорного законопроекта особый интерес представляет включение в перечень контролируемых организаций не только юридических лиц, но и иностранных структур без образования юридического лица (трасты, фонды и иные формы), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ. При этом доля участия такого лица в организации должна составлять более 25% (до 2017 года — более 50%). Контролирующим лицом также будет признано лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если на долю участия в этой организации резидентов РФ приходится более 50%.

Понятие налогового резидентства организаций, вводимое законопроектом, позволяет признавать для целей налогообложения иностранную организацию, фактическое управление которой осуществляется из РФ, например, большинство заседаний Совета директоров проводятся на территории РФ, а главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность по управлению этой иностранной организацией в России.

Кроме того, для контролирующих лиц, налоговых резидентов РФ вводится обязанность уведомлять налоговые органы о своем участии в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица; декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании. Причем за нарушение указанной обязанности вводятся значительные штрафы (100 000 рублей) за факт одного неуведомления.

Что касается перспектив рассмотрения законопроекта и его принятия Госдумой, то с учетом того, что авторами указаны депутаты всех ведущих фракций Госдумы, а сам законопроект разработан в русле исполнения прошлогоднего послания президента РФ, в котором Владимир Путин затронул тему деофшоризации, то принятие изменений в НК РФ возможно в ноябре этого года.

Андрей Торянников, адвокат юридической компании «Парадигма». Е—mail: t.andrey@prlex.ru.

Тот факт, что обещанный федеральный закон о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных компаний будет принят в «нужном» виде, не вызывает никаких сомнений. Российские власти считают, что таким образом создают действенный механизм пресечения необоснованных преференций в иностранных юрисдикциях и предполагают, что Закон станет «краеугольным камнем» борьбы с налоговыми уклонистами, введя в легальный оборот термины «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо».

Кто формальные авторы, т.е. лица, которые поставили свои подписи под официальным текстом в соответствии с Конституцией России? Законопроект Председателю Государственной Думы РФ С.Е.Нарышкину представили восемь депутатов, по два представителя от каждой из четырех парламентских партий — «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Среди них — два заместителя председателя ГД РФ (от КПРФ и ЕР), два руководителя фракций — ЕР и ЛДПР. Эти должности — гарантия беспрепятственного и очень быстрого прохождения законопроекта через российский Парламент. Максимум — пять—шесть голосов против.

Стратегия властей России понятна — найти дополнительные источники пополнения бюджета в условиях западных санкций; но реализация идеи в виде текста появившегося законопроекта подлежит серьезной критике и, в первую очередь, со стороны экспертного сообщества — юристов, политологов, экономистов. Не смотря на то, что слишком мало времени на серьезный анализ, сразу можно отметить главное — проект очень «сырой», написан без должного теоретического обоснования. Но общеизвестно, что любое вмешательство в правовую систему государства должно быть продумано и осуществлено таким образом, чтобы не навредить и избежать терминологических коллизий, а также не нарушить иерархию нормативных актов. Разрушая одни правовые «лазейки», государство, таким образом, создает новые, что лишает законотворчество всякого смысла.

На что стоит обратить пристальное внимание? В предложенном законопроекте более всего вызывает недоумение попытка при помощи ст.7 Налогового кодекса внести изменения одновременно во все международные договоры РФ по вопросам двойного налогообложения. А ведь Налоговый кодекс — обычный федеральный закон, даже не обладающий статусом федерального конституционного! Так, в частности, что касается Республики Кипр, действует международный договор, подписанный в виде Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 (ред. от 07.10.2010) «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». И проект, если он будет принят Государственной Думой России, существенно изменит смысл и содержание международного договора с Республикой Кипр! В одностороннем порядке, что неприемлемо для современных международно—правовых отношений. Видимо, юристы—международники к подготовке законопроекта не привлекались.

В интересах всех лиц, на кого будет распространяться новый российский закон, принять активное участие в его обсуждении, которое обязательно будет проходить в Государственной Думе России. Парламентские демократические процедуры никто не отменял. Такие международные договоры подписаны Россией со многими государствами в разные годы, их тексты далеко не одинаковы и содержат различные подходы и элементы индивидуального обоснования тех или иных преференций.

Искренне надеюсь, что специалисты, обслуживающие бизнес в Республике Кипр, примут непосредственное участие в доработке российского законопроекта, который, без всякого сомнения, будет оказывать определяющее влияние на их профессиональную деятельность.

Бырлэдяну Виктор, адвокат, заведующий кафедрой гражданского процесса, предпринимательского и трудового права, Орловский государственный университет. E—mail: vibyr1@mail.ru.