ПОИСК

новости

09 01 / 23

Управляющий партнер юридической группы «Парадигма» Климент Русакомский рассказал Адвокатской газете чему научил предпринимателей 2022 год.

Отголоски пандемии

1. Цифровая трансформация – способ поддерживать активность клиентов.

Пандемия Covid-19 ускорила цифровую трансформацию, и этот тренд продолжает сохранять актуальность. Потребительский спрос переместился из офлайн-сегмента в онлайн. Отсюда возросший интерес ретейлеров – субъектов МСП к услугам электронной коммерции. Многие компании выжили в кризис благодаря переходу на онлайн-режим, так как это позволило сохранить потребительскую активность и прибыльность бизнеса. Причем после снятия коронавирусных ограничений онлайн-рынок продолжает расти, а значит, можно говорить о его экономической привлекательности.

2. Диверсификация бизнеса – залог его стабильности.

Больше всего от пандемии пострадали предприятия, ориентированные на один рынок и единственный продукт. Например, из-за ограничений понес значительные финансовые потери всемирно известный гигант краткосрочной аренды жилья Airbnb.

Расширение перечня товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта и сотрудничество с новыми контрагентами – все это способы сохранить стабильность бизнеса во время кризиса.

3. Информационная безопасность для предотвращения утечек конфиденциальных данных.

Большинство компаний перешли на удаленный формат работы во время пандемии и частично сохранили его после отмены ограничений. Экономическая привлекательность такого перехода не вызывает сомнений, но дистанционная работа повысила риск утечки корпоративных и клиентских данных.

Предотвратить распространение конфиденциальной информации позволят систематизация электронного документооборота и использование «облачных» технологий.

4. Государственная и экспертная поддержка для сохранения прибыли.

Во время пандемии введение законодательных ограничений, разрыв цепочек поставок, дестабилизация валютного рынка и деградация покупательской способности населения привели к оттоку денежных средств и невозможности поддерживать прежнюю предпринимательскую активность.

В 2022 г. сохранять прибыль предпринимателям помогали меры господдержки и обращение к квалифицированным экспертам, например в области налоговой оптимизации.

Борьба с последствиями антироссийских санкций

1. Валютная оговорка поможет в условиях нестабильности валютных рынков.

Валютные колебания и ограничение валютных операций стали острой проблемой для российского бизнеса, ориентированного на взаимодействие с иностранными контрагентами.

При этом кризисы 1998, 2008, 2014–2015 и 2020 гг. показали, что суды оценивают изменение курса валют как обстоятельство, которое стороны могли предвидеть, но не в качестве:

– обстоятельства, за которое ни одна из сторон не отвечает и которое вызвало невозможность исполнения обязательства (ст. 416 ГК РФ);

– существенного изменения обстоятельств, которое является основанием для изменения или расторжения договора (ст. 451 ГК РФ);

– форс-мажора (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Рекомендуем при заключении валютных договоров применять такой прием, как валютная оговорка, за счет которой расчеты по контракту «привязываются» к валюте с устойчивым курсом. Однако эта оговорка будет оставаться рабочим инструментом, только если не установят запрет на подобные договоры. Попытки ввести мораторий на валютную оговорку были предприняты в текущем году, но ни исходная, ни переработанная версии законопроекта пока не нашли поддержки.

2. Господдержка сгладит последствия оттока иностранных инвестиций.

В этом году мы наблюдали рекордное сокращение иностранных капиталовложений. Однако частично их заменили меры государственной поддержки: льготное бизнес-кредитование, налоговые каникулы, субсидии и гранты, направленные на нивелирование дефицита капиталов.

3. Комплаенс позволит минимизировать санкционные риски.

Сегодня санкционные риски требуют особого внимания при планировании и организации предпринимательской деятельности. Меры, направленные на выявление и устранение таких рисков в компании, объединяют понятием «санкционный комплаенс». При подготовке комплаенс-политики рекомендует учесть следующие направления:

       -   клиенты и поставщики;

       -   цепочки поставок;

       -   банки и используемые платежные системы;

       -   компании-цели при заключении сделок M&A;

       -   сотрудники (при наличии подразделений за пределами РФ или работников, проживающих за границей).

В договоры необходимо включить санкционную оговорку – указание на то, что ни контрагент, ни его бенефициары не являются лицами, находящимися под санкциями. Также можно включить в договоры условие о форс-мажоре, согласно которому санкции иностранных государств будут считаться обстоятельством непреодолимой силы, освобождающим сторону от ответственности.

4. Российский суд рассмотрит санкционный спор вместо предвзятого международного арбитража.

В 2022-м стало больше судебных споров, связанных с санкционным вмешательством в экономику. При этом если раньше международный арбитраж эффективно регулировал взаимоотношения предпринимателей, то в этом году он продемонстрировал предвзятое отношение к представителям российского бизнес-сообщества.

Однако еще в 2020 г. граждане и компании получили возможность переносить санкционные споры в Россию, а также добиваться запрета на инициирование или продолжения разбирательства в иных юрисдикциях.

К санкционным спорам можно отнести:

       -   споры с участием российских и иностранных лиц, в отношении которых введены антироссийские санкции;

       -   споры с участием российских и иностранных лиц, если основанием таких споров являются ограничительные меры, введенные в отношении граждан РФ или российских юрлиц;

       -   споры в ситуации, когда арбитражное соглашение становится неисполнимым из-за санкций и ведет к ограничению на доступ к правосудию.

Сегодня наиболее практичным способом защиты прав российских предпринимателей является обращение в суды, действующие в России. Альтернативой судебному разбирательству является медиация.

Источник